Главная Новости

» Blog Archive » Дудх-Коси экспедишн

Опубликовано: 10.11.2018

В конце марта 2010 года начался следующий этап нашего путешествия по Непалу — «тур для перцев». Воды в реках было немного, поэтому вместо сплава по «бриллиантовой реке» Тули-Бери мы смогли покуситься на святая святых Непала — «молочную реку» Дудх-Коси. Кроме того, у нас было несколько дней, чтобы организовать два каяк-лагеря с ежедневным катанием, и для разминки мы проехали ещё три интересных речки Гималаев.

Наша команда лишилась одного заболевшего участника и пополнилась двумя новыми, очень сильными каякерами. В результате, наша команда стала выглядеть так:

Слева направо: Артём Пальвелев, Москва Констанин Лубягин, Киров Алексей Отвагин, Москва Иван Козлачков, Киров Василий Порсев, он же Король Азии Антон «Ленин» Свешников, Лобня

Тур для перцев начался с каяк-лагеря на реке Бхоте-Коси, где мы ожидали новых членов команды. Эта речка была для меня уже знакома, так как в прошлом году мы здесь уже плавали, и я у меня были здесь уборки. В счастью, в этом году я плавал на Liquidlogic Remix, и мой сплавной опыт был уже побольше.

Мы начали плавать с нижней секции, начинающейся от моста с банджи-джампингом и заканчивающейся непосредственно в городе Барабисе возле нашего отеля. Под мостом с банджи находится довольно живописный каньон, однако тут не было сложных порогов по нашей воде. После каньона же на речке находится несколько сложных порогов, из которых два мы всегда просматривали и снимали. Порог №1 — это трёхметровый водопад с очень сложным заходом через бочку, а порог №2 состоит из трёх сливов, во втором из которых произошло несколько уборок. Всё остальное можно было ехать без просмотров.

На следующий день мы поехали на верхнюю секцию, начинающуюся практически от китайской границы — от посёлка Tatopani (что означает «горячая вода»). Верхняя секция Бхоте-Коси оказалась довольна сложна даже по низкой мартовской воде. Нужно было всё просматривать. Несколько мест мы обнесли, включая водопад с очень плохим заходом через горку камней. Некоторые места не обносились и не просматривались. Характер реки — водопады и сифоны. Но всё обошлось без происшествий, мы проплыли верхнюю секцию за полтора часа, после чего проплыли и нижнюю секцию ещё раз. После этого мы ещё несколько раз проплывали эти участки, тренируясь и ожидая новых участников.

Когда мы дождались недостающих участников, мы вместе с ними ещё раз проехали Бхоте-Коси, а затем поехали на соседнюю речку Тамба-Коси. Это big-volume река с порогами, состоящими из очень больших камней, беспорядочно накиданных в русло. Соответственно, было много сифонов. Мы проехали всё без происшествий, просмотрев, наверное, только пару порогов.

При передвижении по предыдущим речкам мы двигались на восток от Катманду, и целью было приблизиться к долине Дудх-Коси. Обычный способ заброски на Дуд-Коси — самолётом через Луклу и два дня обноса с портерами — не устраивал нас ни сроками, ни стоимостью, поэтому мы решили срезать пешком через горы, благо это была практически соседняя долина :). Весь путь занял 1.5 дня на машине и 3.5 дня пешком. Правда, каждый день мы поднимались на перевалы не ниже 3000 м, и опускались в долины не выше 1500 м. Кроме того, Алексей и я заболели, и я шёл по горам с температурой. Если бы мы не наняли портеров тащить наши лодки, такое быстрое передвижение было бы невозможно. Всё же, пешка никому не далась легко, и мы довольно сильно устали ещё до начала сплава по одной из самых серьёзных рек Непала.

Наконец, мы начали сплав по Дудх-Коси. Это довольно крупная река, с очень холодной зелёной ледниковой водой, питающаяся с ледников Khumbu — Everest. Если Бхоте-Коси по характеру напоминает Мажой, то Дудх-Коси лично мне напоминает… Окуловский слаломный канал, только с большим расходом и сильно бОльшим падением! Между довольно большими и просторными уловами бежит узкая и очень быстрая струя. Конечно же, характер порогов прежний — водопады и сифоны.

В первый день мы двигались очень медленно, просматривая многие пороги. За день мы проплыли примерно 7 км непрерывных порогов класса 5 (один сплошной каньон), и обнесли ещё 1 км длинного порога, который мы назвали Прорыв Отвагина. После чего мы отправились ночевать в деревню. Деревни в Гималаях, в отличие от Среднерусской возвышенности, не строятся вдоль рек, так как реки сильно поднимаются в муссоны. Вместо этого деревни строятся не ниже, чем в километре над водой, а всё место на горе выше и ниже распахивается под террасы для земледелия. Поэтому нам пришлось побросать лодки на берегу и подняться на километр над речкой, чтобы найти какой-нибудь приют.

Во второй день нам предстояло проплыть небольшой фоновый участок, после чего проплыть весь каньон Тари. В каньоне Тари была сконцентрирована пара десятков порогов класса 5. Снова начались тяжёлые каякерские будни. При малейшем риске мы обносили пороги (например, при наличии подозрительных камней под каким-нибудь сливом).

Стоит сказать отдельно про обносы в Гималаях. Как правило, обносы состоят из прыгания с гружёной экспедиционной лодкой по камням размером с автобус, либо пролезания где-то между ними, либо обходов где-то выше по стене каньона. Нам очень повезло, что рядом с Прорывом Отвагина было два моста, иначе бы нам пришлось целый день обходить бом с верёвками.

На второй день мы должны были ночевать на реке, так как о человеческом жилье рядом известно не было. Однако, мы нашли деревню (состоящую из одного дома) с невероятно добрыми крестьянами, которые после получаса объяснений на пальцах (английский они знали хуже, чем мы непальский) сварили нам огромный казан картошки, и выставили ведро местного непальского пива — чанга! Это был своеобразный праздник :).

На третий день не было страшных порогов класса 5, были фоновые пороги, правда некоторые из них пришлось обнести. Всё же, некоторые из нас нашли место для родео, а кто-то даже для плавания по-собачьи; первый раз за экспедицию я использовал свой трамвайчик. Но скоро все пороги закончились, и мы проплыли пару часов по гладкой воде до последней ночёвки в деревне. Оттуда на следующий день мы выплыли и, проплыв ещё несколько часов, доплыли до автобуса. Экспедицию, которая у Джека Ковалевского заняла 1.5 месяца, мы сделали за 3 дня. Это стало возможным благодаря тому, что Вася Порсев уже был на этой реке и представлял примерную схему препятствий, а также благодаря высокой квалификации команды — у нас практически не было аварийных случаев, и даже несмотря на фотосъёмку, просмотры и обносы, мы двигались очень быстро.

Тур для перцев завершился речкой Марсианди, заброска на которую совпадала с заброской на трек вокруг Аннапурны. Месяцем раньше мы плавали в качестве разминки нижнюю часть Марсианди, теперь настало время попробовать верхнюю. Я уже был здесь год назад, и мне запомнилось несколько финальных порогов с кучей водопадов и прижимов. Но в этом году картина изменилась, потому что мы неожиданно поймали паводок! Река серого цвета залила вообще все камни и бочки, и стала по характеру похожей на Катунь. Однако, падение осталось большим, и на этой непальской Катуни остались бочки, котлы и водопады! Мы проехали всё без происшествий, однако стресс у всех был колоссальным, это было видно по расширенным глазам участников :).

На следующий день мы поехали на верхнюю секцию Марсианди ещё раз. И нас поджидало новое откровение, так воды стало ещё на метр больше, и она стала мутно-чёрной со взвесью! При перевороте было не видно даже собственного весла, поэтому сплав в такой воде усложнился. Однако, препятствия упростились, и даже вчерашние котлы исчезли, превратившись в большие валы.

На этом водная часть нашей экспедиции завершилась. Но мне было скучно сидеть в Катманду, и я поехал сплавляться на каяке вместе с группой коммерческого рафтинга. Мы проплыли нижнюю часть Бхоте-Коси (ниже водопадов), доплыли до Барабиса и поплыли дальше. Оказалось, что ниже нашего отеля ещё есть интересные пороги! В прошлом году мы тут плавали, а в этом мы подплывали к городу слишком усталыми, чтобы продолжать сплав. В целом, все пороги нижней части Бхоте-Коси читаются с наплыва. И пока рафтеры и их гиды просматривали и обносили пороги, я плыл все пороги без просмотра. Было очень интересно наблюдать их лица при этом :).

P.S. Гора с облачком над ней — это Эверест.

Спасибо всем, кто смог дочитать досюда :). Плавайте на лодках!

Артём Пальвелев.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.